В России снизился спрос на водку на фоне роста числа сторонников ЗОЖ

Розничные продажи водки в первой половине года упали на 4%. Изменение предпочтений потребителей на фоне роста числа сторонников здорового образа жизни — долгосрочная тенденция, отмечают эксперты

Рейтинговое агентство НРА зафиксировала снижение спроса на водку в России. Розничные продажи водки в первой половине 2021 года составили 344 млн литров. Это на 4% ниже, чем за аналогичный период 2020 года и на 3% меньше, чем в январе-июне 2019 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на обзор НРА «Российская водка: надежда на заграницу». Эксперты указывают на изменение вкусов потребителей на фоне роста числа сторонников здорового образа жизни. 

Исследовательская компания GfK, которая отслеживает покупки около 20 000 российских домохозяйств, отметила еще более значительное падение продаж водки — почти на 8% по сравнению с первой половиной 2019 года. У сети «Азбука вкуса» за январь—июнь 2021 года продажи водки в натуральном выражении снизились на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и на 1,6% — позапрошлого. 

Падение спроса на водку — это долгосрочная тенденция, отмечает GfK. Доля домохозяйств, покупающих водку, неизменно снижается с 2016 года. В этом году доля семей, хотя бы раз купивших водку за полугодие, равнялась 32%, тогда как до пандемии, в 2019 году, это были 35%. Среднее потребление на семью при этом осталось стабильным — почти 6,5 литров в год. В 2020 году продажи водки поддержала пандемия, отметили аналитики НРА. В первом полугодии 2020 года было продано 360 млн литров против 357 млн за январь—июнь 2019 года. В результате продажи водки в 2020 году практически сохранились на уровне предыдущего года.

НРА не ожидает роста продаж водки на внутреннем рынке в ближайшие годы. Учитывая стабильность потребления напитка на душу взрослого населения и демографическую структуру, в 2021 году розничные продажи водки могут снизиться до 732 млн литров, а к 2024 году — опуститься до 720 млн литров.

По мнению НРА, на снижение спроса на водку повлияли меры государственного регулирования: высокие акцизные ставки, ограничения торговли и рекламы. В этом году цены на водку по-прежнему растут медленнее, чем на остальной алкоголь, но акциз на нее ежегодно индексируют на 4%, минимальная цена закупки этилового спирта из пищевого сырья увеличилась на 16%. Акциз занимает, по оценке НРА, больше трети в цене водки, и его повышение приведет к росту средних цен на водку примерно на 1,5% в год в среднесрочной перспективе.

По данным Росстата, за первое полугодие этого года литр водки в рознице подорожал примерно на 10 рублей — с 630,7 рублей до 640. У «Азбуки вкуса» водка в этом году подорожала в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом. Среди причин подорожания представитель ретейлера называет рост минимальной розничной цены, увеличившуюся стоимость ингредиентов и логистики.

Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев отметил, что потребление водки в России следует оценивать не в терминах «больше или меньше пьют», а больше или меньше пьют легальной продукции. По его словам, около 35% крепкого алкоголя, который сегодня потребляют россияне, произведено нелегально. В России один из самых дорогих в мире акцизов, и из-за того, что он ежегодно повышается на 4%, легальная водка становится чересчур дорогой и проигрывает конкуренцию по цене нелегальной, сказал Косарев. По данным Союза производителей алкогольной продукции, в России из 160 000 населенных пунктов более 70 000 не имеют на своей территории магазина с лицензией на алкоголь — их жители пьют поддельную водку или самогон.

Аналитики НРА отмечают, что на потребление водки влияет и рост доли населения, которая следует принципам здорового образа жизни. На фоне этого сокращается потребление крепкого алкоголя, развивается культура потребления вина. По данным рейтингового агентства, вина в России потребляется почти столько же, сколько водки: в 2020 году средний россиянин старше 20 лет потреблял за год около 6,48 литров водки, и 6,4 литра вина с учетом игристого вина и шампанского.

 

По словам Косарева, крепкий алкоголь стали меньше пить в чистом виде и больше — в виде коктейлей. Из-за этого растет потребление напитков, которые больше подходят для смешивания, например, виски и джина. Изменение вкусов отметил и представитель Росалкогольрегулирования. Потребитель все чаще отдает предпочтение вину, ликероводочным изделиям, виски, слабоалкогольной и пивоваренной продукции, но «говорить об устойчивом тренде и массовом отказе от водки пока преждевременно», сказал он. 

Сергей Мингазов Forbes Staff

Оригинал статьи на сайте FORBES.RU