Трезвый выбор

Каждый из нас имеет друзей, родственников и знакомых, погибших от алкоголя. Тем не менее многие уверены, что спиваются только слабые, а сильные люди никогда не впадут в зависимость от алкоголя. Именно они и пополняют год за годом армию зависимых. Наше общество заражено убеждением в безвредности, безопасности и допустимости регулярного употребления алкоголя.

Состояние трезвости как нормы или не вполне очевидно, или попросту отрицается. Удобно считать, что «алкоголизация — это надуманная проблема», «запретами на алкоголь ничего не добьешься». Конечно, нельзя запретить людям совершать глупости и плохие поступки, но это не значит, что общество не должно, например, реагировать на преступления или заниматься профилактикой преступности. Алкоголь усугубляет преступную ситуацию в обществе. Нужно воспитывать личную ответственность, в том числе и за употребление алкоголя. Если алкоголь убивает россиян на дорогах и за рулем автомобилей, то совершенно правильные меры — запрет продажи алкоголя на автозаправках, на остановках и так далее. Ограничительные меры объективно влияют на снижение количества алкогольных психозов: с 2012 по 2016 годы их число уменьшилось на 26%.

От каждого из нас зависит, чтобы алкоголь перестал быть сакральным символом русской силы духа, а веселый пьяница-дурачок — национальным героем.

По сути, многие современные «произведения искусства» паразитируют на теме пьянства или попросту заигрывают с ней, делая вид, что алкоголизма как проблемы не существует. На самом деле перед нами минимизация или вышучивание проблемы — это классические примеры, о которых говорят на лекциях в реабилитационных центрах. Все это — способы психологической защиты, так же, как и синдром отрицания, позволяющий закрывать глаза на свою жизнь, не видеть проблем в семье и окружающем мире. Так на фоне «веселых» алкогольных мемов, образов и метафор русские люди продолжают спиваться, гибнуть от алкоголя.

В нашей стране подростки достаточно рано начинают пробовать алкоголь. Они используют его как социальный адаптоген, который позволяет налаживать взаимоотношения. Этот опыт они несут потом во взрослую жизнь. Одни пьют, потому что не знают, как знакомиться, проводить время, общаться с друзьями на трезвую голову. Другие боятся делиться своими переживаниями, чтобы не показаться слабыми. Чтобы справляться с постоянными стрессами, поддерживать себя на плаву, развиваться творчески или материально, нужны психологические силы, поэтому многие используют алкоголь как костыль. То есть пьют потому, что хотят быть счастливыми, но не понимают, что для этого нужно, поэтому неправильно используют и расходуют ресурсы своего организма, неправильно относятся к своему здоровью. Никто не хочет страдать, быть несчастным, просто по дороге «к счастью» пьющий человек приобретает еще больше проблем, чем было до того, как он откупорил бутылку.

Однако сейчас в обществе наметилась новая тенденция — и в Москве, и в регионах мы видим большой интерес к популяризации трезвого образа жизни. Калининград, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Саратов и другие города активно формируют трезвую субкультуру.

Идея Дня трезвости, который мы празднуем 11 сентября, в том, чтобы всем вместе попробовать дать переоценку сакрализации, романтизации алкоголя и сделать так, чтобы у наших детей были другие ценности. Творчество, вера, дружба, саморазвитие, любовь, создание семьи— хотелось бы, чтобы все это стало чертами нашей новой русской мечты, чтобы мы стремились быть лучше, стремились быть трезвыми, а не пьяными Ваньками-дурачками.

В романтичной сцене из клипа на песню «Московские окна» в исполнении ретрооркестра молодой человек на перроне предлагает девушке поехать вместе с ним в Петербург. «А что в твоем Питере делать? Пить?» — насмешливо спрашивает она. А в ответ слышит: «Жить. Творить. Любить».

Для многих алкоголь — что-то вроде любимой игрушки, попробуй ее отнять — люди огорчатся. Что мы можем предложить взамен? Церковь предлагает любовь к Богу и ближнему, заботу, взаимопомощь и взаимовыручку, бескорыстное служение нуждающимся и ближним, ответственное отношение к своей жизни. Сегодня действуют более 4000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив в Русской православной церкви. Более 500 православных организаций, в том числе более 60 реабилитационных центров, помогают алкозависимым и их родственникам на территории России.

Валерий Доронкин – руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности РПЦ