В характере подростка, личность которого ещё не сформировалась, могут иметь место негативные черты, способствующие при определенных обстоятельствах развитию наркотической зависимости в его сознании. Речь идет о доминировании в сознании ложной системы ценностей, обусловливающей укоренение таких качеств как нервозность, завышенная самооценка, амбициозность, вспыльчивость, неуживчивость, чрезмерная обидчивость, которые, в свою очередь, провоцируют в сознании потенциального наркомана неумение ограничивать свои желания и контролировать своё поведение.
Скрывая свою духовную слабость и неумение «держать удар» эти незрелые личности много сил тратят на то, чтобы любыми способами доказать окружающим свою мощь. Как правило, они ведут себя довольно агрессивно, стремятся навязать другим людям свою волю. Они более других подвержены депрессивным состояниям разной степени тяжести. Пытаясь уйти от проблем, они легко замыкаются в себе, погружаясь в иллюзорный мир своих фантазий. Поэтому очень часто у таких сложных подростков наркотическая зависимость химического происхождения сопряжена с другой не менее страшной наркотической зависимостью психологического характера под названием «лудомания», когда в качестве наркотика выступает неудержимая потребность играть в ущерб собственному здоровью, безопасности и всем возможным социальным функциям.
Предпосылками формирования перечисленных деструктивных качеств являются 2 неверные, противоположные по направленности модели воспитания.
Первая модель предполагает вседозволенность, ошибочно именуемую свободой, отсутствие обязанностей, немедленное исполнение всех прихотей. В данном случае наркомания — результат слепой любви.
Вторая модель, напротив, основана на чрезмерной авторитарности, не терпящей возражений, что приводит к накоплению в душе ребёнка обид и психологических травм. И тогда наркомания — протест холодности и нежеланию понять. В итоге, эти негативные эмоции переходят во взрослую жизнь и, сохраняясь в подсознании, создают человеку немало проблем.
Таким образом, одной из самых надежных преград проникновению любой зависимости в уязвимое подростковое сознание является система воспитания, краеугольный камень которой — принцип «золотой середины», позволяющий органично сочетать строгость с терпением и добротой.