Программа, предлагаемая Яковом Маршаком, содержит 2 этапа помощи больным наркоманией.
На первом этапе проводится абсолютно та же самая дезинтоксикация под наркозом, что и в программе “Детокс”. Ее достоинства и недостатки приводятся выше.
Второй этап – этап чисто психотерапевтический или реабилитационный. Он строится на двух направлениях религиозной психотерапии: либо на, так называемой, “йоге кундалини” (которая в данном случае называется “його – терапией”), либо на программе “12 шагов” движения “Анонимных алкоголиков” и “Анонимных наркоманов”.
Реабилитационными этапами руководят специалисты, приглашенные доктором Маршаком из США. Приемы медитации в центре “Кундала” основаны на развитии особой, постулируемой этой формой йоги, тонкой “энергии кундалини”. Психологические упражнения с использованием энергии “кундалини” используются в центре для моделирования состояния наркотического опъянения. Предполагается, что человек тренируется произвольно вызывать у себя состояние наркотического опьянения.
В целом, эта программа выглядит гораздо более корректной, чем описанные выше, так как в ней быстрая дезинтоксикация используется не как самоцель, не как способ “мгновенного излечения, а как “вход” в конкретную психотерапевтическую программу.
Именно как легкий вход в серьезную и не всегда приятную психотерапевтическую методику используются методы быстрой дезинтоксикации нашими западными коллегами.
Что касается применения Я. Маршаком религиозной психотерапии, как основы реабилитационного, восстановительного процесса, то необходимость различных ее форм, казалось бы, вытекает из многих положений, описанных в этом разделе.
Следует сделать только четыре существенных пояснения:
Во-первых, программа “Анонимные наркоманы” – это не медицинский метод, а международная программа взаимной поддержки людей, прекративших употреблять наркотические вещества. Руководят ею не врачи, а сами бывшие больные. Участие врачей и психологов в работе таких групп, по идеологии движения, считается даже нежелательным. Участие в этом движении людей, испытывающих зависимость от наркотиков, является абсолютно добровольным и абсолютно бесплатным. Здесь собраны все адреса и телефоны групп “Анонимных алкоголиков” и “Анонимных наркоманов” России . Каким образом “центру Маршака” удается совмещать бесплатные, альтруистические принципы “Анонимных наркоманов” и стоимость лечения в 5’000 долларов понятно не до конца.
Во-вторых, имеется глубокое убеждение, что все главные психологические сферы жизни россиян сознательно и бессознательно опираются на православную духовную традицию. Один из основателей психоанализа Карл Юнг сказал бы, что характер русских обусловлен православным “архетипом”.
Все движущие силы, энергетические основы нашей души глубоко православны. Именно поэтому есть все основания высказать сомнения в правомерности попытки использовать чуждую жителям нашей страны духовную систему даже в благородных лечебных целях.
Работа с “чакрами” и “энергией кундалини” может помочь справится с наркотиком, но за такую помощь можно заплатить “ломкой” тончайших психических механизмов больного. Здесь скажем лишь, что воздействие восточных религиозных техник на мозг действительно напоминает действие наркотика и в этом смысле, как абсолютно справедливо утверждает Я. Маршак, позволяет “моделировать” наркотическое опьянение. Весь вопрос заключается в том, как бы психологическая “модель” наркотика не превратилась для неискушенной подростковой души в новый наркотик.
Необходимо понимать, что далеко не все методы психотерапии, успешно применяемые в Америке, можно использовать в нашей стране. Мы очень разные, мы абсолютно по-разному воспитаны. Наркотики стали у нас “модными” в абсолютно другой психологической ситуации чем в Америке.
Использование техник медитации, оторванных от контекста, духовного содержания культуры, может привести, и как известно из деятельности сект, регулярно приводит, к непредсказуемым психическим изменениям у людей, участвующих в сеансах такого рода. Наши пациенты отличаются крайней неустойчивостью психики. Мозг бывшего наркомана органически ослаблен применением героина.
Наркоман во время депрессии – это больной, психическая реакция которого на мистическую, медитативную терапию непредсказуема. Использование для его лечения восточных энергетических техник, всегда являющихся методами изменения сознания, может вызывать изменения психики, вплоть до затяжных психозов с бредом и галлюцинациями.
Не надо забывать, что любой наркотик, сам по себе, может “ оживить” дремлющие психические заболевания. Такие болезни, как шизофрения и эпилепсия, способны обостриться или впервые неожиданно проявиться под воздействием как наркотиков, так и религиозных техник, изменяющих состояние сознания. “Восточная” психотерапия – оружие обоюдоострое, и любая психотерапия должна быть высоко профессиональной, а безвредность ее применения должна быть полностью доказана.
В-третьих, реабилитация в центре Маршака продолжается, по нашим сведениям, 28 дней. Для комплексной, серьезной психотерапевтической программы этого очень мало. Чтобы та или иная программа могла нести ответственность за больного, злоупотреблявшего наркотиками, она должна обеспечить ему помощь и поддержку на период не менее полугода (на весь период депрессии).
Опытный врач всегда скажет Вам, что обещания изменить человеческие желания и установки личности (фактически, ее характер) за четыре недели смахивают на предложение очередной “волшебной палочки”. Ведь подлинные йоги для достижения просветленности тратили на свои духовные практики десятилетия…
В-четвертых, в первый месяц после проведения дезинтоксикации патологическое влечение к наркотикам еще актуально. Оно еще не вытеснено из сознания пациентов. Поэтому первые 1-2 месяца проводить систему психологических упражнений, направленных на “моделирование” состояния наркотического опьянения, по-моему нельзя. Такое “моделирование” в результате оказывается способом усиления патологического увлечения наркотиком.
Существует определенная категория больных, которая нуждается в психотерапии центра “Кундала”, основанной на восточных техниках. Нужна такая работа, например, молодым людям, которые начали пробовать героин из-за своего интереса к мистике, эзотерике, парапсихологии и другим “тайным философиям”.